Лосар. Часть 2. Канун

Канун Лосара, последний день уходящего года, все проводят в приготовлениях к новогодней ночи: наводят чистоту и порядок в доме, готовят огромное количество еды. Всем этим заведуют женщины, в то время как мужчины проводят этот день за чаепитиями и походами по гостям из одного дома в другой. В Тибете готовить пищу и следить за порядком – исключительно женская работа, мужчины лишь иногда помогают в чем-то тяжелом.

Проснувшись утром, я еле-еле заствила себя вылезти из-под теплых одеял. На улице стоял зимний мороз, а за ночь выпало много снега. Но так ярко светило солнце, что было не очень холодно.

Никаких туалетных удобств в тибетских домах нет: для умывания есть небольшой тазик, в который каждый сам наливает воду, умывает лицо и чистит зубы. Туалета нет нигде – все ходят к окраинам деревни.

Вся семья собралась за завтраком: молочный чай, хлеб и цампа. Завтрак один и тот же все 365 дней в году. В деревне Вангдена все отдают предпочтение хлебу, в то время как во многих других местах Тибета на завтрак чаще едят цампу. После завтрака мы вместе с племянницей Вангдена Янгмо пошли делать коры (ритуальные обходы) к ступе, а затем просто гуляли по деревне. За ночь выпало много снега, было очень свежо и красиво.

Янгмо у ступы

Я щурюсь от яркого солнца

Дневная кормежка овец во дворе дома тети Вангдена

Дочь тети Вангдена выгоняет овец из двора на прогулку

Более половины из этих овец вот-вот родят потомство

После прогулки мы вернулись в дом и начали помогать Церинг Чид, жене брата Вангдена, готовить пищу к празднованию Лосара. Я взялась помогать лепить момо (тибеткие пельмени). Готовить момо я умею, но мои момо получаются не такой красивой формы как у всех остальных. Пришел Гонбо, муж Церинг Чид, и начал шутить надо мной: выложил все слепленные момо на доску, позвал детей, чтобы те угадали, где лежат слепленные мной момо 🙂 Смеху и шуму было много! Дети мгновенно ткнули пальцами на мои кривые творения. В будущем мне надо будет попрактиковаться в приготовлении момо более красивой формы.

В процессе приготовления момо

Догадайтесь где мой момо? 🙂

Новогодний стол в каждом доме абсолютно один и тот же до малейших деталей. Основные блюда – это вареное ячье мясо, вареная баранина и момо с мясной начинкой. Мясо просто отваривают, добавляя немного соли. На стол ставится поднос с целыми кусками отварного мяса, отдельно – соль, очищенные головки чеснока и чили соус. Начинка в момо преимущественно из баранины. Готовя фарш, мелко рубят ножом мясо, добавляют нарезанный лук порей, немного чеснока и соли. Помимо мяса и момо на новогоднем столе присутствуют несколько видов хлеба, семечки, нечищенный арахис, конфеты, фрукты, сухофрукты и несколько видов прохладительных напитков и пиво. Фрукты с сухофруктами, напитки и пиво – исключительная редкость. Их покупают только на новый год и в другие праздничные дни. В деревне Вангдена, где я справляла Лосар, почти все из местных жителей не употребляют алкоголь. Несколько лет назад монахи из ближайшего храма попросили всех жителей деревни отказаться от алкоголя, и большинство послушалось их совету!

Молочный чай является неотъемлимой частью не только повседневного рациона, но и новогоднего стола. Его варят без остановки в течении всего дня. При первой заварке в большой чайник наливается вода и кидается чайный лист, доводится до кипения, затем наливается молоко. В идеале – свежее ячье, но если его нет или не хватает, то используют покупное из пакетов. Когда чай закипает, его разливают по кружкам, а затем поддерживают в течение всего дня периодически доливая то воду, то молоко, то добавляя чайный лист. Несколько раз в день чай меняется: выбрасывают старый чайный лист, моют чайник, а затем все повторяется снова и снова.

На переднем плане: на печке чайники с молочным чаем, кастрюли с момо. Сзади: Вангден, родители и брат Гонбо ужинают сидя на хиди.

Большинство иностранцев считают, что тибетский чай – обязательно с ячьим маслом и солью или сахаром, но такой чай пьют преимущественно в Центральном Тибете (Лхаса, Шигатце и др.). В Амдо (Восточном Тибете) чай с маслом и солью пьют достаточно редко. Тибетский чай здесь – это чай, состоящий из молока, воды и чайного листа без добавления соли и масла.

Подношение льда.

В Амдо принято делать подношения льда в день перед Лосаром. Этот обычай характерен только для Восточного Тибета. Члены каждой семьи идут собирать куски льда, а затем выкладывают их на крышах домов. Подношение льда является подношением местным духам–защитникам. Лед необходимо собирать самостоятельно, то есть нельзя взять куски льда, собранные соседями, и положить их на крышу своего дома. Каждый собирает лед самостоятельно, а это – задача не из легких! Нужно спуститься к полузамерзшей реке, наколоть и собрать куски льда в мешок, а затем дотащить вверх по горке до дома. Подняться на крышу дома и аккуратно разложить вдоль по всему периметру крыши. Только те семьи, в которых за прошедший год кто-то скончался, не должны делать подношение изо льда. Все остальные делают подношение в обязательном порядке.

Раскладываем лед на крыше дома

На крыше дома перед закатом

Одна из ступ в деревне

Яков ведут обратно домой на ночлег

Алтарь.

В каждом доме по центру жилой комнаты расположен алтарь. В Амдо на каждом алтаре есть изображения десятого Панчен ламы – второго по рангу ламы в Тибете после Далай ламы. Десятый Панчен лама был родом из Амдо. Он сделал очень многое для амдосцев и тибетцев в целом, поэтому его особенно почитают и постоянно поминают. Помимо изображения Панчен ламы алтарь состоит из различных статуэток божеств, масляных лампад и висящих кхадаков (ритуальных шарфов, являющийхя символом доброты, сострадания и чистоты). Отец Вангдена – нгагпа (ньингмапинский йогин). У него длинные волосы, заплетенные в косичку, которая обмотана вокруг головы – традиционная прическа йогинов.  Он меня впечатлил до глубины сердца: его мягкая и ясная речь излучала доброту и мудрость. Когда он обращался ко мне, зовя меня моим тибетским именем Тензин Долма, внутри меня все вздрагивало от потока его четкой речи, направленной из его сердца прямиком в мое.

Дом родителей Вангдена снесли, чтобы на его месте построить новый. Строительство еще не закончилось, и все вещи родителей лежат у родственников. В доме родителей также был алтарь, который пришлось временно разобрать. На алтаре в одной из статуэток обитал дух. Так как алтарь разбирали, то духа тоже надо было «переселить». Для этого взяли зеркало, поставили перед статуэткой и с помощью определенного ритуала «попросили» духа перейти в зеркало. Теперь это зеркало, бережно закрытое кхадаками, стоит на алтаре в доме Гонбо. Когда родительский дом будет достроен, духа снова «переселят» из зеркала обратно в его статую.

Продолжение следует.
Map

Запись опубликована в рубрике Амдо, Лосар с метками , , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

5 отзывов на “Лосар. Часть 2. Канун

  1. Анечка, спасибо, очень интересно.

  2. Рома:

    О, молодец какая! Хватило сил подробно и интересно описать, нелегко, по себе знаю.
    А у Вагдена при взгляде на твои момо глазки заблестели, так что не расстраивайся, что кривые…:)))
    Вагдена с днем рожденья ишшо раз! 🙂

  3. coffeemilk:

    Спасибо большое за рассказ:-)

  4. Татьяна:

    Благодарю очень интересно!

Оставьте комментарий