Монлам Ченмо — Великий молитвенный фестиваль

Монлам Ченмо (тиб.: སྨོན་ལམ་ཆེན་མོ། smon lam chen mo; кит.: 默朗木祈愿大法会 Mò lǎng mù qí yuàn dàfǎ huì) является одним из самых значимых фестивалей в тибетском буддизме, проводится в начале нового года по лунному календарю. Этот фестиваль был создан Ламой Цонкапой в 1409 году, основателем традиции гелуг тибетского буддизма. Лама Цонкапа пригласил тысячи монахов в храм Джокханг в Лхасе на проведение религиозных церемоний, такий как чтение молитв, исполнение танцев «чам», подношение «торм» (подношения конусообразной формы, сделанные из теста с добавлением масла и сахара), развешивание гигантской тханки на склоне горы или на стене монастыря.

«Монлам» в переводе с тибетского дословно обозначает «путь молитв» и символизирует буддийский путь помощи всем живым существам посредством их вознесения. Молитвы адресованы всем живым существам из шести миров самсары (мир людей, животных, голодных духов, богов, полубогов и существ ада). Все участники фестиваля, произнося молитвы, желают, чтобы все живые существа из всех миров избавились от страданий и как можно скорее достигли просветления.

Согласно буддийской философии время Будды Шакьямуни считается временем расцвета Дхармы (учения Будды) и духовного процветания. Однако этот период уже миновал свой пик и в настоящее время постепенно движется к завершению, после чего настанет время тьмы. Поэтому во время Монлама все участники также молятся о том, чтобы время господства Дхармы продлилось как можно дольше.

После того как Будда Шакьямуни достиг состояния просветления и начал проповедовать свое учение, у него появились ненавистики в лицах шести аскетов, от которых ушли их ученики, приняв новое учение Будды Шакьямуни. За это аскеты возненавидили Будду и демонстрировали народу различные чудеса, которыми они владели. Долгое время Будда не обращал на них никакого внимания, но впоследствии ученики попросили его остановить ненавистников, причинявших много зла и беспокойств мирным людям. В итоге Будда согласился и в индийском городе Шравасти исполнил пятнадцать чудес. Первое чудо было сотворено в первый лунный день первого месяца по лунному календарю, второе — во второй и так вплоть до полнолуния были совершены 15 чудес:

Первое чудо: Будда воткнул в землю зубочистку, из которой выросло гигантское дерево, заслонившее все небо, солнце и луну.
Второе чудо: Будда по обе стороны от себя создал по горе. На горе с правой стороны росли фруктовые деревья, и люди собирали и лакомились свежими плодами фруктов. На горе с левой стороны паслись стада животных.
Третье чудо: Будда набрал в рот воды, после чего выплюнул ее на землю, сотворив огромное озеро. На этом озере выросли лотосы, озарившие своим светом весь мир.
Четвертое чудо: По воле Будды из глубин этого озера стал доноситься голос, проповедующий Дхарму.
Пятое чудо: От улыбки Будды cнизошли лучи, дарующие благословение трем тысячам миров.
Шестое чудо: Ученики Будды смогли читать мысли друг друга, а также смогли видеть причинно-следственную связь (закон кармы).
Седьмое чудо: Будда предстал во всем своем могуществе в окружении свиты из правителей и своих приближенных. По его воле во всех возродилось стремление к Дхарме, в то время как у его ненавистников языки онемели, затуманился разум, и они не могли предпринять какое-либо действие.
Восьмое чудо: Будда прикоснулся рукой к своему трону, тем самым сотворив пять чудовищ, которые разрушили сидения его аскетов-ненавистников. После чего появилось божество Ваджрапани, прогнавшее их всех. Впоследствии многие ученики аскетов стали следовать учению Будды.
Девятое чудо: Будда вырос до небес и стал проповедовать Дхарму всем живым существам из всех миров.
Десятое чудо: Будда стал видимым во всех царствах материального мира, проповедуя Дхарму.
Одиннадцатое чудо: Тело Будды стало светиться, озаряя тысячи миров.
Двенадцатое чудо: Будда произвел из своего тела золотой луч, который озарял три тысячи миров. Все те, кого коснулся луч, стали следовать учению Будды.
Тринадцатое чудо: Будда испустил из своего тела два луча, увенчанных по цветку лотоса, на которых появились отражения Будды, которые тоже испускали по два луча, оканчивающихся лотосами — и на них появлялись отражения Будды. Так продолжалось до тех пор, пока лотосы и Будды не заполнили всю Вселенную.
Четырнадцатое чудо: Будда мановением руки сотворил огромную колесницу, достигшую мира богов. Из нее образовалось множество подобных колесниц, и в каждой из них находилось отражение Будды. Сияние, исходившее от этих отражений, наполнило светом все миры.
Пятнадцатое чудо: Будда наполнил вкуснейшей пищей все находившиеся в городе сосуды, которые были в городе. Все люди наслаждались этой едой. Затем Будда коснулся земли: земля открылась, и все увидели ад, в котором страдали все те, кто стремился получать от жизни только одно удовольствие. Все увидившие муки ада задумались, а Будда продолжил проповедовать Дхарму.

Фестиваль Монлам заканчивается на 15 лунный день Фестивалем Масляных Лампад (тиб.: བཅོ་ལྔ་མཆོད་པ། bco lnga mchod pa): повсюду зажигались лампады, делались подношения торма, развешивали гигантскую тханку. Ранее в этот день в храм Джокханг приходил Далай ламы и самостоятельно проводил службу.

Во время культурной революции проведения Монлама было запрещено. В 1985 года власти возобновили проведение фестиваля, но в 1990 году снова запретили. В настоящее время фестиваль ежегодно проводится в Восточном Тибете, в то время как в Лхасе активные празднования запрещены, но все же и монахи, и миряне собираются на молитвы.

Видео первого дня Монлама в Ребконге:

Галерея фотографий:

Map

Запись опубликована в рубрике Амдо, Буддизм, Лхаса, Монлам Ченмо, Ребконг с метками , , , , , , , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

1 отзыв на “Монлам Ченмо — Великий молитвенный фестиваль

  1. Все увидившие муки ада задумались, а Будда продолжил проповедовать Дхарму 8)
    .. и откуда столько тысяч миров: 3,000, 2,000, 10,000…?

Оставьте комментарий