Серта — буддийский институт Ларунг Гар

В Восточном Тибете в небольшом и труднодоступном уезде Серта (тиб.: གསེར་རྟ་ gser rta, кит.: 色达 seda) располагается самый большой в мире институт тибетского буддизма Ларунг Гар (тиб.: བླ་རུང་སྒར་ bla rung sgar), который также известен как «Буддийский институт пяти наук» (кит.: 五明佛学院 wu ming fo xue yuan). В настоящее время здесь проходят обучение тибетскому буддизму несколько тысяч монахов. В Ларунг Гар довольно редко заезжают туристы, так как дорога достаточно трудная и долгая, да и сам монастырь нередко бывает закрыт для иностранцев. Мне посчастливилось попасть в эту «Чистую Землю» в одном из моих путешествий по Восточному Тибету.

Серта располагается в префектуре Гардзи (དཀར་མཛེས་ཁུལ་ dkar mdzes khul) китайской провинции Сычуань. Несмотря на то, что большая часть префектуры Гардзи относится к тибетской провинции Кхам, многие Серту считают территорией провинции Амдо. На протяжении многих веков уезд Серта входил в состав амдосской префектуры Голок. Здесь и по сей день говорят на амдо диалекте тибетского языка.

Вид на дома монахов из окна колледжа

В конце 19 века известный буддийский мастер Дуджом Лингпа построил небольшой ретритный центр. В 1980 году на месте этого центра кхенпо Джигме Пунцок основал настоящий институт Ларунг Гар. Несмотря на то, что институт был довольно сильно разрушен китайскими властями, большинство построек сохранились вплоть до наших дней. В середине восьмидесятых в Ларунг Гаре проходило обучение около ста тысяч монахов и монахинь. В настоящее время число учеников намного уменьшилось. Я спрашивала у местных жителей о числе монахов на сегодняшний день, но точной цифры никто назвать не смог. Говорят, что сейчас там проходят обучение около четырех или пяти тысяч монахов и около двух тысяч монахинь. Помимо тибетцев, в Ларунг Гаре также учится немало китайских монахов тибетской традиции буддизма. Большинство из них проходит обучение вместе с тибетцами, поэтому китайским послушникам первоочередно необходимо выучить тибетский язык.

Монахи учат тексты, сидя в маленьком дворике рядом с их домом

Мы с Вангденом ехали в Серту из Маниганго — маленький тибетский городок, располагающийся между Дерге (столица Кхама) и поселком Гардзи. В той местности общественный транспорт ходит весьма плохо. Мы вышли на пыльную дорогу на окраине Маниганго и стали пытаться поймать хоть какую-нибудь машину. Попутных машин проезжало немного, и ни в одной не было свободных мест для двоих. Но спустя час нам повезло, и мы договорились с водителем одной маршрутки. От Маниганго до Гардзи  около 85 километров, но мы ехали почти 6 часов. Дорога просто в ужасном состоянии. Мы держались за сиденья, чтобы не биться головой о стены машины. Префектура Гардзи часто бывает закрыта для иностранцев. Я волновалась, что меня туда не пустят. В этом случае нам пришлось бы менять весь маршрут. Мы хотели проехать через Серту в Голок и оттуда добраться домой в Синин, но если бы меня не пустили в Гардзи, то нам пришлось бы или возвращаться в Юйшу и ехать в Синин оттуда, или ехать в Ченду и уже оттуда лететь на самолете в Синин. Этого очень не хотелось. Я мечтала наконец побывать в Ларунг Гаре, да и время уже поджимало — надо было вернуться в Синин как можно скорее. Подъезжая к центру Гардзи я надела шапку, солнцезащитные очки, повязку на лицо и обмоталась шарфов в надежде, что меня не заметит полиция. Как только маршрутка подъехала к автовокзалу города, и мы вышли из машины, местный полицейский сразу меня запреметил, но, к нашему облегчению, ничего не сказал. Я спокойно выдохнула и сняла с себя шапку, так как в ней было довольно-таки жарко. На часах было около 2х часов дня. Мы пошли искать маршрутку до Серты. И нам повезло снова — последняя маршрутка в Серту отправлялась ровно через час — в три часа дня. Мы загрузили рюкзаки и пошли на ланч вблизи автовокзала. Насытившись овощами c вареным рисом, настроение улучшилось, появились силы на дальнейшую дорогу. В три часа, заняв свои места в маршрутке, началось новое приключение. Расстояние в менее 100 километров от Гардзи до Серты мы преодолели за 7 часов. Представляете в каком состоянии была дорога?! Нам снова приходилось держаться за сидения, чтобы не биться головой о стенки машины. Невозможно было ни попить воды из бутылки, ни что-то перекусить. Несмотря на сильную тряску я наслаждалась пейзажами: множество гор и скал, густые леса, невероятно красивое небо при закате. За всю дорогу мы сделали только одну десятиминутную остановку на отдых. Выйдя из машины, мы увидели большую стаю грифов. Воздух был свежий, чувствовалась некая свобода и в то же время усталость от такой тяжелой дороги. Хотелось скорее добраться до какого-нибудь отеля и заснуть. Было около 10 вечера, когда мы наконец добрались до Серты. Один из пассажиров нашей маршрутки оказался владельцем небольшого отеля в Серте, где мы и остановились. Самая большая радость была не кровать с белыми отглаженными простынями, а горячий душ! Нам наконец удалось помыться в первый раз за целую неделю. Думаю, что не стоит описывать насколько это приятно снять с себя слои грязной одежды и встать под струи горячей воды.

Я в одном из двориков Ларунг Гара

Утром выспавшиеся и отдохнувшие мы поехали в Ларунг Гар. От Серты до института ехать около 15 километров вверх по дороге. Ходят и маршрутки, и такси. Добраться очень просто. Но я снова беспокоилась, что меня не пустят. На въезде в Ларунг Гар часто стоят полицийские и не пускают иностранцев. Но в этот раз их не было, и меня никто не останавил. Заехав в монастырь, первые минуты стоишь и не веришь своим глазам: такого огромного города-монастыря я еще нигде не видела. Кампус состоит из сотен монашеских домиков, застилающих несколько склонов гор!

Домики монахов на одном из склонов в Ларунг Гаре

Ларунг Гар условно разделен на две части: женскую, где живут и учатся монахини и, соответственно, мужскую. Ориентиром служит проезжая дорога — все, что левее дороги — часть монахинь, все, что правее — монахов.  В каждой из частей есть свой колледж. Ларунг Гар — это в первую очередь буддийский институт, а не монастырь. В тибетских монастырях обычно много разных залов со статуями Будд, висящими на стенах тханками (буддийскими иконами), алтарями с множеством масляных лампад. В то время как в Ларунг Гаре всего два религиозных объекта — два храма со священными изображениями Будд и бодхисаттв, которые располагаются на вершине склона. На протяжении дня и монахи, и миряне делают коры (ритуальные обходы) вокруг главных храмов. Сами храмы в течение дня закрыты, их открывают для посещения где-то в 5-6 часов вечера. Главными заведениями являются два колледжа — мужской и женский.

Мужской колледж, перед входом — статуя Гаруды

Женский колледж

Главный храм со статуями Будд внутри.

Ларунг Гар является крупнейшим институтом тибетского буддизма, в котором по-прежнему можно получить полное буддийское образование, основу которого составляют «пять больших наук» (тиб.: རིག་གནས་ཆེ་བ་ལྔ་ rig gnas cheba lnga):

1. Философия буддизма (тиб.: ནང་དོན་གི་རིག་ nangdon gi rig)
2. Логика (тиб.: ཚད་མ་རིག་ tshadma rig)
2. Искусство и ремесла (тиб.: བཟོ་རིག་ bzo rig)
3. Медицина (тиб.: གསོ་རིག་ gso rig)
5. Грамматика (тиб.: སྒྲ་རིག་ sgra rig)

и «пять малых наук» (тиб.: རིག་གནས་ཆུང་བ་ལྔ་ rig gnas chungba lnga) :

1. Синонимы (тиб.: མངོན་བརྗོད་ mngon brjod)
2. Математика и астрология (тиб.: སྐར་བརྗོད་ skar rtsis)
3. Театральное искусство (тиб.: ཟློས་གར་ zlos gar)
4. Поэзия (тиб.: སྙན་ངག་ snyan ngag)
5. Риторика (тиб.: སྡེབ་སྦྱོར་ sdeb sbyor)

К обязательным предметам относятся  философия буддизма и логика. Эти предметы изучают абсолютно все монахи вне зависимости от их принадлежности к той или иной традиции.

Монахини собираются на ежедневные молитвы

Молодая монахиня с классической тибетской книгой «печа» (тиб.: དཔེ་ཆ་ dpe cha) в руке

Вход в женский коллежд.

Подруги монахини идут на занятия, закрывая лица от ярких лучей полуденного солнца.

Философские дебаты монахов внутри мужского колледжа.

В Ларунг Гаре представлены все традиции тибетского буддизма. Пообщавшись с местными, мне показалось, что большинство монахов традиций гелуг и ньингма. Но, может, просто мне попались монахи и монахини именно этих традиций.

Китайская монахиня несет бутылки с растительным маслом

Девушка выполняет простирания перед главным храмом

У Ларунг Гара есть большое преимущество в сравнении с другими монастырями в Тибете — это то, что здесь по-прежнему живут и дают учения несколько тулку (ламы-перерожденцы). Местные монахи сказали нам, что в Ларунг Гаре в настоящее время живут более 10 лам-перерожденцев. Почти всех лам можно навестить, а если повезет, то и получить благословения и передачи на практики.

Написанная на стене мужского колледжа мандала Херуки (тиб.: ཁྲག་འཐུང་ khrag ‘thung) — гневного божества, являющегося защитником в тибетском буддизме

Пожилой монах в своем дворике

Целый день мы с Вангденом  гуляли по улицам Ларунг Гара, общались с монахами, слушали учения и молитвы, наблюдали за дебатами монахов. Больше всего поражает масштабность территории института. Сотни домиков на нескольких склонах гор, расположенных почти вплотную друг к другу. Ближе к вечеру мы пошли на встречу с одним ламой. Нам нужно было добраться с одного конца Ларунг Гара в другой. Несмотря на то, что мы постоянно переспрашивали как идти, все же мы ни раз заблудились в этих маленьких и сходу одинаковых улочках. Единственный шанс найти нужный дом — положиться на интуицию! Представьте, что вам нужно найти монаха, живущего в каком-то из этих домов:

Или в одном из этих:

В домах нет канализации, поэтому всем монахам практически ежедневно приходится спускаться вниз к трубам с проточной водой, которые располагаются между женским и мужским колледжами. Полные ведра воды нужно донести до своего дома. Живущим на вершине склона монахам это сделать не так-то просто.

Монах несет ведра с водой к себе домой

Устройство для кипячения воды есть на многих крышах домов. В определенные часы дня вода достаточно быстро закипает в чайнике под воздействием солнца. Тем самым экономится электроэнергия.

Некоторые дома представляют собой вот такие конструкции с «достроенной» комнатой.

Монахи наводят порядок на крыше своего дома

Вид на долину по другую сторону холма

Я на фоне женского колледжа

Когда наше время в Серте подошло к концу мы договорились с водителем одной из маршруток, чтобы он довез нас вверх до Пемы, а оттуда через Дари в Мачен префектуры Голок. Поскольку нам надо было вернуться домой в Синин как можно скорее, мы поехали прямиком до Мачена без остановок. Дорога от Серты до Мачена заняла у нас около 11 часов. Участок дороги от Серты до Пемы в достаточно плохом состоянии, мы ехали около пяти часов. А уже от Пемы до Дари и далее до Мачена проложили новую асфальтированную дорогу, по которой ехать после многочасовой тряски —  сплошное удовольствие! И Пема, и Дари часто бывают закрыты для иностранцев. В большинстве случаев разрешен проезд через эти города без остановки на ночь, а ночлег разрешен не всегда — тут уж как повезет.

Начало заката в Ларунг Гаре.

Буддийский институт Ларунг Гар — место, в которое хочется возвращаться снова и снова. Находясь там, чувствуется чистота и ясность. Появляется вдохновение на усердную практику и более глубокое изучение буддизма.

Map

Запись опубликована в рубрике Амдо, Буддизм, Ларунг Гар, Серта с метками , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

6 отзывов на “Серта — буддийский институт Ларунг Гар

  1. А что за предмет «Синонимы»?

    • Наверное будет вернее перевести «Синонимия». Курс, на котором проходят происхождение, значение, предназначение слов и терминов, их синонимы, употребление и проч.

  2. Илья:

    В 2002 году, когда мы с моей девушкой (бывшей) пробрались из Ченду в Сэда, то на подходе к Foxueyuan нас арестовали сотрудники МОБ. Пришлось быстро возвращаться в Даньба

  3. Николай:

    Снимок «вид на долину» — будто Рериха картина.

  4. Екатерина:

    Откуда столько дерева для строительства?

    • В Кхаме довольно много лесов — деревья берут оттуда + в Тибете довольно много импортируют из России в том числе. Откуда именно дерево в Серте я не узнавала 🙂

Оставьте комментарий